Амбер - Город-Герой! |
на главную | Библиотека |
|
Роджер Желязны
Биография и Библиография. Желязны (ZELAZNY), Роджер (Джозеф) (1937-1995). Американский прозаик, один из ведущих авторов НФ США 1960-70 гг. Родился в Кливленде (штат Огайо), учился на психолога и филолога в местном Университете Вестерн-Резерв и Колумбийском университете (штат Нью-Йорке), защитил диссертацию по елизаветинской драме. Служил в Нац. гвардии, работал в системе социального страхования; с 1969 г. - профессиональный писатель. Первая публикация - "Игра страсти" (1962). Секретарь-казначей Ассоциации американских писателей-фантастов (1967-68). Жил в Санта-Фе (штат Нью-Мексико). Начиная с первых рассказов, Желязны заявил о себе как о тонком стилисте, авторе поэтической и филосовской НФ, глубоко погруженном в проблемы психологии (Желязны серьезно изучал труды Карла-Густова Юнга), мифологии и лингвистики; писатель быстро выдвинулся (наряду с С.Дилэни, Т.Дишем и Х.Эллисоном ) в первые ряды американцев "Новой Волны", став рекордсменом по завоеванным высшим премиям в жанре. Ранние рассказы и повести Желязны включены в сборник - "Четыре взгляда в завтрашний день" [Four for Tomorrow] (1967; др. - "Роза для Экклезиаста" [A Rose for Ecclesiast]), "Двери лица его, пламенники пасти его" [The Doors of His Face, the Lamps of His Mouth] (1971); поздние произв. - в сборник: "Последний защитник Камелота" [The Last Defender of Camelot] (1980; доп. 1981), "Вариации на тему единорога" [Unicorn Variations] (1983; "Локус" -84 - за "лучший авторский сб."), "Лед и пламя" [Frost and Fire] (1989). Действие одной из лучших повестей Желязны, поэтичной "Роза для Экклезиаста" (1964; рус 1990 - "Розы для Экклезиаста"; др. - "Роза для Екклезиаста", "Роза для Екклесиаста"), развертывается на Марсе, где увядающая местная цивилизация возрождается к жизни благодаря поэту, прибывшему с Земли для завершения работы над переводом "с марсианского" и влюбившемуся в марсианку ; автор органично соединил НФ сюжет с "вечными" темами искусства, языка и коммуникаций , контакта с иной культурой, любви и смерти . В более приземленной, хотя столь же насыщенной мифотв-вом, манере написаны две "спортивные" повести - "Двери лица его, пламенники пасти его" (1965; "Небьюла"-66; рус.1991) и "Гора смертного" (1972); первая посвящена необычной "рыбалке" на совершено фантастической океанической Венере , вторая - инопланетному же альпинизму; автомобильная "коррида" представлена в рассказе "Ауто-да-фе" (1967; рус. 1990; др. - "Коррида") . Героя повести "Домой вернулся палач" (1975; "Хьюго"-76; "Небьюла"-75), переписанного в роман "Имя мне - легион" [My Name Is Legion] (1976; рус. фрагм. 1992 - "Пробуждени Румоко") наняли в качестве телохранителя программисты: спроектированные ими кибернетические двойники человека, мучимые "франкенштейновым комплексом" , по возвращении на Землю поклялись убить своих создателей ; компьютеры также играют важную роль в двух премированных повестях - "24 вида горы Фудзи, картины Хокусая" (1985; "Хьюго" -86) и "Вечная мерзлота" (1986; "Хьюго" -87); в последнем произведении изящно перемешаны элементы НФ и фэнтези, а действие происходит на замерзшей планете, вызывающей аналогии с "Левой рукой Тьмы" У. Ле Гуин ; выделяется также повесть "Вариации на тему единорога" (1981; "Хьюго"-82) . Кроме упомянутых, на русский язык переведены рассказы: "Ангел, Темный Ангел" (19..; рус.1990), "Божественное безумие" (19..; рус.1991), "Великие медленные короли" (1963; рус.1988; 1991), "Дева и чудовище" (19..; рус.1990; др. - "Чудовище и девственница"), "Девятьсот девяносто девять глаз Ночи" (19..; рус.1990), "Дьявольский автомобиль" (19..; рус.1991; др. - "Машина-дьявол"), "Кладбище слонов" (19..; рус.1992), "Ключи к декабрю" (1966; рус. 1985), "Когда боги бессильны" (19..; рус.1990), "Любовь - только воображение" (19..; рус.1990; др. - "Любовь: мнимая величина"), "Люцифер" (19..; рус.1990), "Миледи на диодах" (19..; рус.1990), "Одержимость коллекционера" (1964; рус. 1981), "Одно мгновение бури" (19..; рус.1990; др. - "Момент бури"), "Музейный экспонат" (19..; рус.1990), "Получеловек" (19..; рус.1992), "Рука помощи" (19..; рус.1990), "Свет Скорби" (19..; рус.1990), "Снова и снова" (19..; рус.1991), "Стальная пиявка" (19..; рус.1990), "Человек, который любил Фейоли" (19..; рус.1990). Переводы произв. З. составили сб. - "Розы для Экклезиаста" (рус.1990), "Остров мертвых" (рус.1991), "Бог света" (рус.1992), "Бог света. Повелитель сновидений" (рус.1992), "Избранные произведения. Т.1" (рус.1992), "Порождения света и тьмы" (рус.1992), "Создания света, создания тьмы. Бессмертный" (рус.1992), "Создания света, создания тьмы..." (рус.1992), "Творцы сновидений" (рус.1992), "Этот бессмертный" (рус.1992). Свои гл. произведения Желязны создал во 2-й половине 1960-х гг. Роман "Этот бессмертный" [This Immortal] (1965 - "...И зови меня Конрадом"; "Хьюго"-66; доп. 1966; рус.1992; др. - "Бессмертный") имеет два сюжетных плана: первый (поверхностный) - описание "культурной миссии" инопланетян, пытающихся превратить пережившую ядерную войну и окончательно загнивающую Землю в центр галактического туризма - оттеняет второй (глубинный): филосовскую притчу о подвигах Геракла и воскрешении . Герой повести "Сообщающий форму" (1965; "Небьюла"-66), переписанной в роман "Повелитель снов" [The Dream Master] (1965 - @He Who Shapes, 1966; рус.1991; др. - "Мастер снов", "Повелитель сновидений", "Творцы сновидений", "Творец снов"), - психиатр, анализирующий сновидения - и с помощью новой психотерапевтической техники вторгающийся в "психическое пространство" пациентов, сам оказывается в положении испытуемого . Вершина творчества Желязны этого периода - сложный, пронизанный мифологией и культурологическими аллюзиями роман "Бог света" [Lord of Light] (1967; "Хьюго"-68; рус.1992; др. - "Князь света"), герои которого, колонисты на далекой планете, с помощью совершенной технологии "разыгрывают" перед аборигенами (также потомками землян-первопроходев) богов из пантеона индуизма ; гл. персонаж понимает, как "трудно быть богом", и восстает против "своих", повторяя подвиги далекого мифологического предшественника - Прометея. Два других романа - "Создания света, создания тьмы" [Creatures of Light and Darkness] (1969; рус.1992; др. - "Порождения Света и Тьмы") (еще один пример мифологии в НФ, на сей раз - древнеегипетской) и "Остров Мертвых" [Isle of the Dead] (1969; рус.1991) - представляются менее удачным; герой последней книги встречается в романе "Умереть в Итальбаре" [To Die in Italbar] (1973). Популярностью пользуется серия З. о "Янтарной стране" (или Амбере) - добротная, хотя и облегченная по сравнению с упомянутыми книгами, приключенческая НФ с мифологическими и филосовскими "обертонами"; действие происходит в параллельном мире, а квази-феодальный "фон" позволяет автору использовать все коммерческие преимущества серийной "героической фэнтези". Серия включает два подцикла: объединенный главным героем Корвином - "Девять принцев Янтарной страны" [Nine Princes of Amber] (1970; рус. 1990 - "Девять принцев Эмбера"; др. - "Девять принцев Янтарного королества", "Девять принцев Амбера"), "Ружья Авалона" [The Guns of Avalon] (1972; рус. 1990), "Знак Единорога" [The Sign of Unicorn] (1975; рус.1991), "Рука Оберона" [The Hand of Oberon] (1976; рус.1991), "Двор Хаоса" [The Courts of Chaos] (1978; рус.1991); все романы изд. также в виде 2-томных "Хроник Янтарной страны" [The Chonicles of Amber] (тт. 1-2 - 1979); и второй подцикл, в котором центральным персонажем становится сын Корвина, Мерлин: "Знамения Судьбы" [Trumps of Doom] (1985; рус.1991; др. - "Знаменья судьбы", "Козыри рока"), "Кровь Янтарной страны" [Blood of Amber] (1986; рус.1992 - "Кровь Амбера"), "Знак Хаоса" [Sign of Chaos] (1987; рус.1991; др. - "Знаки Хаоса"), "Рыцарь теней" [Knight of Shadows] (1989; рус.1992 - "Рыцарь отражений"); последний роман серии - "Принц Хаоса" [Prince of Chaos] (1991; рус. 1993); в серию также входят рассказы: "Рассказ торговца" (1992), "Маскирующийся и Наряжающийся" (1994), "Голубая лошадь, Танцующие горы" (1995), "Зал зеркал" (1996), "Дошедший до веревки". Переводы произв. цикла составили сб. - "Хроники Амбера" в 2-х тт. (тт.1-2 - рус.1991), "Девять принцев Амбера. Ружья Авалона" (рус.1991), "Девять принцев Амбера" (рус.1992), "Хроники Эмбера" (рус. 1992), "Девять принцев Янтарного королевства" (рус.1992), "Хроники Амбера, кн.8-9" (рус.1992). Дополнительный материал по циклу о Янтарной стране представлен в сб. "Рапсодия в Янтарной стране" [A Rhapsody in Amber] (1981) и "Иллюстрированный путеводитель по замку Янтарной страны Роджера Желязны" [Roger Zelazny's Visual Guide to Castle Amber] (1988 - в соавт. с Нилом Рэндалом; рус. 1993). В целом, серия "Янтарная страна" остается одним из самых поп. произв. фэнтези в амер. НФ последних лет. "Чистая" фэнтези в творчестве Желязны представлена романом "Джек-из-Тени" [Jack of Shadows] (1971; рус.1991; др. - "Джек из тени", "Валет теней"), дилогией - "Подмененный" [Changeling] (1980; рус.1992) и "Безумная волшебная палочка" [Madwand] (1981; рус. 1995 - "Одержимый волшебством"); объединены в один том - "Мир волшебника" [Wizard World] (1989); а также романом "Изменчивая земля" [The Changing Land] (1981; рус. 1996), "прологом" к которому служит сб. "Проклятый Дилвиш" [Dilvish the Damned] (1982; рус. 1996). Среди других книг Желязны выделяются: "пост-атомный" роман "Долина проклятий" [Damnation Alley] (1969; рус.1988; 1990) ; экранизирован (1977); роман о параллельных мирах - "Дорожные знаки" [Roadmarks] (1979; рус. 1993 - "Знаки дороги"). Среди последних книг З. - несколько романов, написанных в соавторстве: с Ф.Сейберхагеном романы - "Витки" [Coils] (1982; рус. 1990) и "Черный трон" [The Black Throne] (1990; рус. 1995); в последнем в главным героем выступает Э.По; с Томасом Т.Томасом - "Маска Локи" [The Mask of Loki] (1990; рус. 1996), "Вспышка" [Flare] (1992; рус. 1996); с Р.Шекли - "Принеси мне голову Прекрасного принца" [Bring Me the Head of Prince Charming] (1991; рус. 1994), "Коль в роли Фауста тебе не повезло" [If at Faust You Don't Succeed] (1993; рус. 1996). Вл.Г. Другие сочинения: "Сегодня мы выбираем лица" [Today We Choose Faces] (1973; рус.1992 - "Теперь мы выбираем лица"). "Мост из пепла" [Bridge of Ashes] (1976; рус. 1996). С Ф.Диком - "День гнева" [Deus Irae] (1976; рус. 1995 - "Бог гнева"). "Распахнутые двери на песке" [Doorways in the Sand] (1976; рус. 1995 - "Двери в песке"). "Кошачий глаз" [Eye of Cat] (1982; рус. 1995 - "Глаз кота"). "Ночь в тоскливом октябре" [The Night in Lonesome October] (1993; рус. 1995). с Во Боудом - иллюстрированные сказки: "Там, в вышине" [Way Up High] (1992) и "Здесь водятся драконы" [Here There Be Dragons] (1992). Коллективный роман при участии Р. Эсприна, М. Стакпола, Д. Дрейка и Дж. Линдсколд - "Долго и счастливо" [Forever After] (1996). С Дж. Линдсколд - "Хрономастер" [Chronomaster] (1996; рус. 1997). (исторический роман, с Джеральдом Хаусманом) "Дикие земли" [Wilderness] (1994). |